Состояние российского экономического законодательства.
Можно констатировать, что сегодня правовая среда российской экономики в основном создана. Вместе с тем, имеются объективные трудности в правовом регулировании экономики, к числу основных из них можно отнести:
Конфликт нормативной правовой базы и поведения субъектов хозяйствования, ведущий к следованию неписаным нормам, отличающихся также неустойчивостью и локальностью.
Импорт нормативной базы порождает негативное последствие - абстрактный характер норм, несоотнесенность их с реальными интересами экономических операторов.
Неэффективность (декларативность) экономического права, обусловленная зачастую неэффективностью юридических санкций.
Относительная выгодность отклонений от требований правовых норм, которой способствует невключение в национальных условиях механизмов социального остракизма правонарушителя.
И, наконец, на региональном уровне - конфликт нормативной базы многих региональных законодателей и федерального экономического законодательства.
Экономическое законодательство России, как бы то ни было, работает, при этом постоянно обновляется и совершенствуется. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные его характеристики. Количественно - за годы российских реформ принят третий закон о приватизации, третий закон о банкротстве, третий АПК РФ и т. д.
Качественно - совершенствование экономического законодательства глобально идет в целом по пути дальнейшей либерализации правового регулирования. Направление качественного совершенствования российского экономического законодательства в целом совпадает с направленностью, духом «конституции экономической свободы», как порой называют Соглашения ГАТТ/ВТО.
Диалектика здесь очевидна. Инициатива законодателя приводит к жизни правовые нормы, создающие новые рыночные механизмы. Становление, развитие рыночных отношений в России, в свою очередь, позволяет сделать адекватным рыночным условиям российское экономическое законодательство.
Вот почему важен для сегодняшней России новый импульс дальнейшего развития правовой системы (иногда говорят: «экономика России нуждается в обновленной правовой среде»). Без этого импульса весьма вероятна «пробуксовка» действующей экономико-правовой системы при переходе на новый качественный уровень либерализации.
Такой импульс возможен при присоединении России к Всемирной Торговой Организации (ВТО), ибо каждый участник ВТО должен «обеспечить соответствие своих законов, нормативных актов и административных решений своим обязательствам», вытекающим из Соглашений ГАТТ/ВТО (см. п. 4 ст. XVI Марракеш-ского соглашения о создании Всемирной Торговой Организации).
Необходимо понять, что развитие предпринимательского законодательства (как комплексной отрасли законодательства) на современном этапе допускает, прежде всего, возможность его частичной кодификации. Сегодня обсуждаются варианты кодификации по отдельным направлениям предпринимательской деятельности - например, предлагаются разработка и создание Инвестиционного кодекса РФ, Банковского кодекса РФ, Туристского кодекса РФ, Торгового кодекса РФ. Если же говорить о долгосрочной перспективе, по мере постепенной кодификации предпринимательского законодательства по отдельным отраслям экономики, может быть разработан и принят Предпринимательский кодекс РФ.