Состояние российского экономического законодательства.

 

Можно констатировать, что сегодня правовая среда рос­сийской экономики в основном создана. Вместе с тем, имеются объективные трудности в правовом регулировании экономики, к числу основных из них можно отнести:

Конфликт нормативной правовой базы и поведения субъектов хозяйствования, ведущий к следованию неписаным нормам, отли­чающихся также неустойчивостью и локальностью.

Импорт нормативной базы порождает негативное последст­вие - абстрактный характер норм, несоотнесенность их с реаль­ными интересами экономических операторов.

Неэффективность (декларативность) экономического права, обусловленная зачастую неэффективностью юридических санкций.

Относительная выгодность отклонений от требований право­вых норм, которой способствует невключение в национальных условиях механизмов социального остракизма правонарушителя.

И, наконец, на региональном уровне - конфликт норматив­ной базы многих региональных законодателей и федерального экономического законодательства.

Экономическое законодательство России, как бы то ни было, работает, при этом постоянно обновляется и совершенствуется. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качествен­ные его характеристики. Количественно - за годы российских ре­форм принят третий закон о приватизации, третий закон о бан­кротстве, третий АПК РФ и т. д.

Качественно - совершенствование экономического законо­дательства глобально идет в целом по пути дальнейшей либерали­зации правового регулирования. Направление качественного со­вершенствования российского экономического законодательства в целом совпадает с направленностью, духом «конституции эконо­мической свободы», как порой называют Соглашения ГАТТ/ВТО.

Диалектика здесь очевидна. Инициатива законодателя при­водит к жизни правовые нормы, создающие новые рыночные ме­ханизмы. Становление, развитие рыночных отношений в России, в свою очередь, позволяет сделать адекватным рыночным услови­ям российское экономическое законодательство.

Вот почему важен для сегодняшней России новый импульс дальнейшего развития правовой системы (иногда говорят: «экономика России нуждается в обновленной правовой среде»). Без этого импульса весьма вероятна «пробуксовка» действующей экономико-правовой системы при переходе на новый качествен­ный уровень либерализации.

Такой импульс возможен при присоединении России к Все­мирной Торговой Организации (ВТО), ибо каждый участник ВТО должен «обеспечить соответствие своих законов, нормативных актов и административных решений своим обязательствам», вы­текающим из Соглашений ГАТТ/ВТО (см. п. 4 ст. XVI Марракеш-ского соглашения о создании Всемирной Торговой Организации).

Необходимо понять, что развитие предпринимательского законодательства (как комплексной отрасли законодательства) на современном этапе допускает, прежде всего, возможность его частичной кодификации. Сегодня обсуждаются варианты коди­фикации по отдельным направлениям предпринимательской дея­тельности - например, предлагаются разработка и создание Инве­стиционного кодекса РФ, Банковского кодекса РФ, Туристского кодекса РФ, Торгового кодекса РФ. Если же говорить о долгосрочной перспективе, по мере по­степенной кодификации предпринимательского законодательства по отдельным отраслям экономики, может быть разработан и принят Предпринимательский кодекс РФ.

Нужна помощь?

E-mail: dexter900@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz