Локальные нормативные акты хозяйствующих субъектов, регулирующие их экономическую деятельность. Обычаи делового оборота.
Локальные нормативные акты - это акты, принимаемые органами управления юридического лица или индивидуальными предпринимателями. В них содержатся нормы, регулирующие «типичные ситуации или вид отношений, имеющих место в корпорации», «сфера действия корпоративных норм ограничивается принадлежностью субъекта к коллективу или членством, возникающим по различным основаниям»
Например, положением о филиале и представительстве конкретизируются вещные права этих обособленных подразделений на закрепленное за ними имущество юридического лица, а приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации определяется учетная политика организации.
Следует обратить внимание, что некоторые локальные акты, принимаемые органами управления юридического лица, на практике распространяют сферу своего действия на неопределенный круг лиц, так или иначе вовлеченных в сферу взаимодействия с этим юридическим лицом. Так, ОАО «Российские железные дороги» издает распоряжения, содержащие прямые предписания и запреты, которые адресуются, по сути, не только подразделениям этого единого хозяйствующего субъекта, но и всем контрагентам железной дороги.
Обычаи делового оборота – сложившиеся в предпринимательской практике и широко применяемые правила поведения не предусмотренные в действующем законодательстве.
обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ) также могут восполнять пробелы в правовом регулировании предпринимательства. Студенту необходимо вспомнить местные правовые обычаи делового оборота, действие которых обнаруживается в нашей жизни практически на каждом шагу. Так, правовой пробел в установлении момента оплаты за проезд в городских маршрутных такси успешно восполняется обычаями делового оборота.
Деловые обыкновения – сложившиеся правила поведения которые не носят нормативного характера, должны носить длительный характер чтобы приобрести статус обычая делового оборота.
Сложившееся и широко применяемое в практике предпринимательской деятельности правило поведения (обычай делового оборога) предписывает оплатить проезд - в Иркутске - при выходе из маршрутного такси, в Москве, Санкт-Петербурге, Ангарске - оплачивать проезд необходимо сразу же после посадки в такси.
Следует учитывать, что среди обычаев делового оборота, действующих в российской предпринимательской практике, сегодня весьма распространены «антиправовые» обычаи (например, обычай расчетов «черным налом», обычай «обмывать» удачную торговую сделку в рабочее время и т. п.). Однако, обычаи делового оборота, противоречащие обязательным положениям законодательства, применяться не должны (п. 2 ст. 5 ГК РФ), подчиняясь таким обычаям, предприниматели совершают правонарушение, влекущее применение мер юридической ответственности.
Вопреки распространенному в цивилистике мнению, понятия «обычай делового оборота» и «обычай торгового оборота» - это не синонимы.
Действие обычаев делового оборота выходит за сферу торговли, они регулируют всю деловую сферу. Так, в налоговых отношениях предпринимателя действуют обычаи, определяющие экономическую целесообразность затрат, а также обычаи оформления деловой документации (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ), обычаи делового оборота определяют сегодня во многом деловые взаимоотношения в бизнес-группах (напр., материнских и дочерних обществах); обычаем делового оборота следует признать сложившийся в предпринимательской практике претензионный порядок урегулирования экономических (а не только торговых) споров; верно отмечается, что обычаи широко используются в морских перевозках.