92.Понятие и виды пробелов в законодательстве. Применение права при пробелах в законодательстве. 

 

Пробелы в законодательстве – полная или частичная неурегулированность правовыми нормами общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования.

Причины возникновения пробелов: - объективные (складываются независимо от правотворческих органов, сами по себе) – например, возникновение новых общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании, но не урегулированные правом. - субъективные (зависят от правотворческих органов) – могут возникать по вине законодателя или без вины (например, законодатель специально не регулирует какие – то отношения), например, пока не принят УК, УПК принимать не будут.

Виды пробелов:

1. В зависимости от степени неурегулированности общественных отношений: - полный пробел - частичный

2. В зависимости от причин возникновения: - объективные - субъективные

3. В зависимости от времени возникновения: - первоначальные (пробелы, которые возникают в момент издания нормативно – правовых актов) - последующие (возникают, в процессе действия нормативно – правового акта)

Пробелы должны устраняться только в процессе правотворческой деятельности, но т.к. с момента их обнаружения до его преодоления проходит много времени, поэтому существует такое понятие как аналогия. Условия применения аналогии: - необходимо, чтобы был действительный пробел в законодательстве - необходимо, чтобы рассматриваемый правоприменителем случай входил в сферу правового регулирования - необходимо, чтобы законодатель разрешал применение по аналогии. Способами применения по аналогии являются: 1. аналогия закона – применение правовых норм, регулируемых сходные отношения 2. аналогия права – решение юридического дела на основе общих принципов и смысла законодательства. Может применяться лишь тогда, когда нельзя применить аналогию закона, т.е. правоприменитель не может выбирать аналогию права или аналогию закона. остальных пока нет.

Нужна помощь?

E-mail: dexter900@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz