12. Сущность государства.
В понимание сущности гос-ва существуют 2 основных: классовый и надклассовый.
Классовый выражен в основном в марксистко-ленинской теории гос. (гос. - классовое явление, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Гос. - машина для подавления одних классов другими.
Др. подход - надклассовый: теория правового гос-ва, теория плюралистической демократии (Дюверже, Авен, Даль) - гос.- совокупность соц-х объединений людей по признакам (возраст, профессия, интерес), теория гос-ва всеобщего благоденствия (Кейнси), теория элит (Моски, Парето) технократическая теория (Саймон, Белл). В современном отечественном ТГП вопрос о сущности гос-ва решается по разному. Многие исследователи исходят из того, что сущность гос-ва не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. Сущность гос-ва имеет две стороны: классовую и общесоциальную сущность гос-ва - двуединую сущность. Современное гос-во классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие соц-ых компромиссов.
Существуют и др. взгляды. Часто сущность определяют через управленческую деятельность гос-ва. Согласно этому: сущность гос-ва выражается в том что гос-во есть организация осуществляющая руководство и управление обществом. Сущность широкий см. - определенным образом организованное общ-во, наиболее приемлемая форма объединения людей, возникшая естественным образом. В узком см. - как политическая организация, как организация соц. управления, объективно сформировалась в общ-ве. Т.ж. есть теория конвергенции, теория географического детерминизма.