Современный период международного сотрудничества в сфере ювенальной юстиции.

 

Именно на 50-е и начало 60-х гг. приходится резкий скачок в росте преступности несовершеннолетних почти повсеместно — в странах Западной Европы, в США, Японии, в странах Азии, Латинской Америки и др. Формы преступности несовершеннолетних стали более опасными, настораживающие тенденции возникли в структуре подростковой преступности — больший удельный вес приобрели преступления, совершенные несовершеннолетними младших возрастов, больше стало тяжких преступлений подростков. Это не могло не активизировать внимание государств, их правоохранительных органов, да и общественного мнения к преступности несовершеннолетних.

Важную роль в развитии сыграл II конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Лондон, 1960 г.), на котором был представлен генеральный доклад "Новые формы преступности несовершеннолетних" докладчиком был западногерманский судья и ученый, известный исследователь преступности несовершеннолетних Вольф Миддендорф.

Генеральный доклад на II конгрессе ООН отличало то, что в нем впервые использовались материалы, поступившие из многих стран мира, собранные по общим для всех, заранее разработанным и принятым всеми принципам и критериям. Было проведено сравнительное исследование практически по всем регионам нашей планеты.

Предложения генерального докладчика, затем вошедшие и в резолюцию конгресса, были неординарными, но они актуальны и сегодня. Перечень предложений по улучшению правового положения молодых взрослых в рамках судебного процесса:

• создать специальные судебные юрисдикции исключительно для молодых взрослых;

• отнести категорию молодых взрослых правонарушителей к юрисдикции судов по делам несовершеннолетних; поднять возрастной барьер для таких правонарушений при определении юрисдикции суда для несовершеннолетних (например, с 18 лет до 21 года);

• распределить компетенцию общих судов и судов для несовершеннолетних, когда между ними решается вопрос о подсудности по указанной возрастной группе молодых взрослых, учитывая:

а) тяжесть правонарушения;

б) пол правонарушителя;

в) степень зрелости правонарушителя;

г) решение суда о передаче дела в определенный суд;

д) выбор суда самим правонарушителем;

• доверить правонарушителя общему суду можно, лишь предоставив ему более благоприятный режим обращения, применяемый либо специальными учреждениями, либо административными органами, занимающимися молодыми правонарушителями (например, службами по делам молодежи).

II конгресс ООН состоялся 40 лет назад. Однако предложения, высказанные на нем, до сих пор не реализованы: национальные законодательства до сих пор не предусматривают режим повышенной правовой защиты для молодых взрослых правонарушителей — обвиняемых, подсудимых, осужденных. Соответственно не созданы и специальные суды для них.

Особое место в международном сотрудничестве по проблемам ювенальной юстиции занимают международные научные проекты, в которых страны-участницы либо выполняют общие задачи, внося в проект свой национальный вклад, либо (что бывает чаще) выбирают в совместном исследовании какой-то раздел, наиболее важный для данной страны и для развития ее правовой науки и судебной практики.

Особое место в международном сотрудничестве по проблемам ювенальной юстиции занимают международные научные проекты, в которых страны-участницы либо выполняют общие задачи, внося в проект свой национальный вклад, либо (что бывает чаще) выбирают в совместном исследовании какой-то раздел, наиболее важный для данной страны и для развития ее правовой науки и судебной практики.

Созданию Пекинских правил предшествовала разработка ряда международных документов, отразивших указанную выше преемственность международно-правовых актов. Поэтому Пекинские правила учитывали в своем содержании эти документы.

Была учтена резолюция VI конгресса ООН по предупреждению преступности (1980 г., г. Каракас, Венесуэла), в которой уже содержался призыв к юристам разработать такие минимальные стандартные правила, которые могли бы стать моделью для законодательств стран—членов международного сообщества. Этот призыв вошел в основной документ VI конгресса, названный Каракасской декларацией.

Согласившись с Каракасской декларацией, Экономический и Социальный Совет ООН поручил Венскому центру осуществить подготовку этого международного документа. Как обычно в таких случаях, документ готовился в рамках региональных совещаний (в данном случае Азиатского и Дальневосточного институтов ООН), межрегионального совещания в Пекине, в работе которого участвовали эксперты из всех регионов мира. Межрегиональное совещание разработало окончательный текст проекта Минимальных стандартных правил. Каждый пункт их обсуждался отдельно и принимался консенсусом. Было решено снабдить правила детальным комментарием, особенно в случаях, когда в статьях содержались рекомендации серьезных изменений национальных законодательств.

Дальнейший путь Пекинских правил был следующим: проект, разработанный межрегиональным совещанием экспертов, был принят очередным VII конгрессом ООН по предупреждению преступности в Милане (1985 г.). Согласно принятой процедуре прохождения основных материалов на таких конгрессах Пекинские правила были представлены на утверждение 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и были ею утверждены 10 декабря 1985 г. Теперь уже VIII конгрессу ООН по предупреждению преступности было поручено сделать обзор результатов, достигнутых в ходе осуществления Пекинских правил. Он состоялся в 1990 г. в Гаване (Куба), и на его рассмотрение были представлены результаты применения новых международных стандартов, относящихся к ювенальной юстиции.

Характерен один из пунктов резолюции 40-й сессии, касающийся Пекинских правил: "Хотя такие нормы (Пекинские правила. — Э.М.), возможно, представляются в настоящее время трудноосуществимыми ввиду существующих социальных, экономических, культурных, политических и правовых условий, они тем не менее, как предполагается, могут быть реализованы в качестве программного минимума".

Нужна помощь?

E-mail: dexter900@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz