Административные органы, защищающие интересы несовершеннолетних, в системе ювенальной юстиции.
Системы таких органов созданы в ряде стран. Их компетенция, задачи, процедура деятельности определяются нормативными, преимущественно ведомственными актами.
Появление указанных органов, условно называемых в литературе "альтернативными", относится к разным периодам функционирования ювенальной юстиции.
Наиболее типичными являются разнообразные комиссии и комитеты по делам несовершеннолетних, по защите их прав и т.д. Наиболее характерными и интересными являются комиссии по делам несовершеннолетних, воссозданные еще в СССР в 1967 г. и действующие в России сегодня; комитеты по благополучию молодежи в Скандинавских странах; комитеты по защите прав молодежи в Бельгии (1965).
Отметим предварительно, что альтернативный суду орган, будучи предусмотрен законом, обладает всеми признаками правового института с соответствующей правовой природой и правовыми функциями.
Создание альтернативных органов (так же как семейного суда) было связано с недовольством результативностью ювенальной юстиции.
Каковы же содержание, задачи и место альтернативного вмешательства в системе правосудия по делам несовершеннолетних?
Само его понятие состоит в возможности выбрать административный несудебный орган вместо суда, включая и случаи, когда подобную функцию по закону может осуществить и сам суд. Второй вариант — возможность использования функции административного органа наряду с функциями суда, причем в рамках судебного процесса (например, досудебная и постпенитенциарная деятельность, которая осуществляется по поручению суда). В данном случае функции административного органа нельзя назвать альтернативными деятельности суда, поскольку они не заменяют правосудие, а лишь дополняют его. Однако отнесение этой деятельности к альтернативной имеет свои основания.
Напомним вновь о передаче судом в комиссию по делам несовершеннолетних в России дел об административных правонарушениях несовершеннолетних (ст. 14 КоАП России). В предусмотренных законом случаях указанные органы (например, администрация воспитательных, пенитенциарных учреждений) наделяются правами принятия решений, имеющих правовые последствия в отношении несовершеннолетних обвиняемых, подсудимых, осужденных.
Компетенция административных органов, правомочных на вмешательство по делам несовершеннолетних вместо суда, состоит прежде всего в правовой охране детей и подростков. В некоторых странах существуют специальные охранительно-профилактические органы, не входящие в систему органов социальной помощи и предназначенные для профилактики правонарушений несовершеннолетних. К этим органам относятся:
• специальные комиссии и комитеты по делам несовершеннолетних (или молодежи);
• комиссии по делам несовершеннолетних в России (ранее — во всех республиках СССР);
• комитеты по защите молодежи в Бельгии;
• комитеты и комиссии по социальному благополучию детей и подростков в Скандинавских странах (Дания, Норвегия, Швеция) и Финляндии.
в России комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (новое наименование этих комиссий, обозначенное в ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. Далее — Закон от 24 июня 1999 г.) могут рассматривать:
• материалы об общественно опасных деяниях подростков, не достигших возраста уголовной ответственности;
• административные правонарушения, совершенные молодыми людьми в возрасте от 16 до 18 лет, кроме дел о злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции;
• в предусмотренных законом случаях — дела о мелких хищениях государственного или общественного имущества, мелком хулиганстве, нарушениях правил дорожного движения;
• иные антиобщественные поступки подростков, такие, как уклонение от учебы или работы, систематические побеги из дома и др.
Кроме того, в компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних входит рассмотрение дел о злоупотреблении родителями их родительскими правами или о пренебрежении ими их родительскими обязанностями. По результатам рассмотрения таких дел может встать вопрос об иске в суд о лишении родителей их родительских прав, об изъятии у них детей.
Если сравнивать компетенцию российских комиссий по делам несовершеннолетних с соответствующими комитетами по благополучию детей и молодежи в Скандинавских странах, а также комитетов по делам молодежи в Бельгии, то различие состоит в объеме компетенции указанных органов. Основное в скандинавских и бельгийских комитетах — охрана прав и интересов несовершеннолетних от посягательств на них, а не борьба с их правонарушениями. Так, к ведению скандинавских комитетов относятся следующие вопросы:
— выявление детей, подверженных риску неблагоприятного развития;
— общее наблюдение за социальным благополучием детей;
— внесение предложений в коммунальный совет (местный орган власти) по вопросам благополучия детей и подростков;
— постановка перед судом вопроса об опеке и попечительстве.
Правда, согласно шведскому законодательству вмешательство комитета предусматривается и в случае, когда молодой человек, не достигший 21 года, нуждается в специальном исправлении в связи с его антисоциальным поведением.