Роль общественных организаций и гражданского общества в механизме ювенальной юстиции.
К иным вспомогательным органам в осуществлении правосудия по делам несовершеннолетних относится деятельность институтов гражданского общества в системе ювенальной юстиции:
• органов местного самоуправления;
• органов территориального общественного самоуправления;
• общественных организаций;
• реабилитационных центров и приютов для несовершеннолетних.
Органы местного самоуправления
Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению прав и защите интересов несовершеннолетних включает в себя следующие направления:
• улучшение с помощью общественности обстановки, в которой живет ребенок ≪группы риска≫.
Помощь в изменении образа жизни, совместные культурные и спортивные мероприятия являются прекрасной формой профилактики и предупреждения асоциального поведения подростков. Целью данной меры является вовлечение несовершеннолетнего в деятельность, улучшающую окружающую среду, также расширение его положительных связей;
• целенаправленная организация свободного времени подростков;
• активизация социально полезной деятельности подростков с асоциальным поведением в коллективе;
• изменение типа поведения ребенка ≪группы риска≫;
• организация нового образа жизни подростка, в котором закрепляются и развиваются новые качества.
• непосредственное включение самой личности в процесс преодоления имеющихся у него недостатков, отрицательных свойств.
Органы территориального общественного самоуправления
Необходимо отметить, что большое значение для эффективной работы с детьми имеет усиленная работа
органов территориального общественного самоуправления по:
• поддержанию общественного порядка на своей территории;
• созданию детских площадок;
• организации клубов по интересам, кружков и клубов творчества;
• проведению воспитательной работы среди детей и подростков;
• оказанию помощи детям, оставшимся без родителей.
Общественные организации
Немаловажную роль в работе с детьми ≪группы риска≫ играют общественные организации, которые проводят мероприятия по профилактике правонарушений, воспитательную работу с беспризорными, уличными детьми, малоимущими семьями, осуществляют деятельность по защите прав несовершеннолетних при отправлении правосудия и по ресоциализации ребенка после выхода из воспитательной колонии.
Органы местного самоуправления и общественные организации участвуют также в работе инспекций по делам несовершеннолетних, с которыми совместно проводят следующую работу:
• лично беседуют с подростками о причинах его поведения и предупреждают о возможных последствиях с позиции закона, помогают подросткам в трудоустройстве и контролируют их учебу в школе;
• ставят в известность администрацию школы, семью о принятых мерах к детям ≪группы риска≫, взятых на учет органами внутренних дел;
• выявляют факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые оказывают отрицательное влияние на подростка, готовят материал по таким фактам для комиссии по делам детей, а при необходимости выносят официальное предостережение;
• определяют меры индивидуального воздействия на трудных подростков, меры по ограничению воздействия на несовершеннолетних со стороны родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками.
В своей деятельности по профилактике правонарушений и защите детей, находящихся в конфликте с законом органы местного самоуправления и общественные организации тесно сотрудничают с отделом по поддержке семьи и детей.
Реабилитационные центры и приюты
Реабилитационные центры, приюты оказывают помощь службам и подразделениям органов образования, здравоохранения, внутренних дел, иным государственным и общественным организациям в профилактической работе с подростками. Они оказывают содействие несовершеннолетним в решении социальных, психологических, педагогических, правовых и нравственных вопросов воспитания и формирования личности, оздоровления обстановки в неблагополучных семьях. Задачами таких центров являются:
• профилактика безнадзорности детей и подростков;
• организация медицинской и психологической помощи детям, попавшим в опасное социальное положение;
• формирование позитивного социального поведения;
• психологическая и педагогическая поддержка;
• содействие в возвращении в семью;
• обеспечение возможности получить образование.