Методики обследования олигофренов.

 

В методике обследования слабоумных (олигофренов) экспертная комиссия компетентна утверждать или отрицать лишь возможность восприятия испытуемым каких-либо событий, но не в состоянии утверждать, воспринял ли их человек в действительности и может ли сохранить о них воспоминания.

Способность воспринимать информацию зависит от условий, в которых происходило восприятие, состояния органов чувств, эмоционального состояния человека, его профессиональных навыков, жизненного опыта и т.д.

Кроме чувственного восприятия, существует способность синтетического отражения явлений окружающего мира, то есть опосредованного отражения действительности, что связано с установлением логических связей и отношений. Это прежде всего обусловлено умственным развитием индивидуума.

Ощущения – это относительно элементарный вид познавательных процессов. Степень точности ощущений, их соответствие свойствам раздражителей, определяется индивидуально-психологическими особенностями личности.

Больше ошибок, чем при восприятии, возникает в процессе отражения окружающей действительности. Для олигофренов характерны малая детализированность восприятий и неточное восприятие времени и пространства.

Зрительное восприятие у олигофренов также снижено. Специфика заключается в замедленности и относительном уменьшении количества воспринимаемых объектов в единицу времени, что связано с низким темпом микродвижения глаз.

Умственно отсталые воспринимают меньше опознавательных признаков объектов, недостаточно точно отражают конструкции и пропорции предмета, их расположение в пространстве. Они плохо улавливают оттенки цветов, ошибаются в их названии. Развитие мышления придает памяти качественно новые свойства – это узнавание, оживление представлений в памяти при отсутствии раздражителей. Многое из того, что человек способен правильно узнать, он не в состоянии воспроизвести. Недостаток воспроизводства информации заполняется элементами воображения и фантазирования.

Для исследования воображения испытуемого использовались методики: незаконченных рисунков, составление рассказа на заданные слова, пересказ прочитанного. Для установления уровня восприятия и внимания исследовалось восприятие формы предметов, положение предмета в пространстве, объем внимания. Из методик исследования памяти использовались следующие: заучивание слов, исследование процесса зрительного узнавания, опосредованное запоминание и другие. Исследование внушаемости проводили с помощью картинок с несложным сюжетом, которые предъявлялись испытуемому, а затем убирались. После этого задавались вопросы о том, что он видел на картинке.

Кроме того, проверяется возможность обладания зрительными эйдетическими способностями, то есть способностями в течение длительного времени сохранять в зрительном анализаторе след закончившегося возбуждения в виде четкого образа. В таких случаях могут возникнуть сомнения в достоверности показаний, так как показания поражают своей точностью и обилием воспроизводимых деталей. Простейшим опытом по обнаружению зрительного эйдетизма является следующий: испытуемому в течение 25-30 секунд предъявляется на темном фоне маленькая, ярко раскрашенная картинка с большим количеством деталей. По истечению времени экспозиции картину убирают, а испытуемому дают указание продолжить смотреть на темный фон. Если при этом человек продолжает видеть отсутствующую картину (это можно проверить, задавая вопросы о деталях картины), значит, он обладает эйдетической способностью.

Уровень мышления исследуется с помощью следующих методик: рассказ по картинке, раскладывание сюжетных картин, сравнение понятий, метод исключения, классификация предметов и метод пиктограмм. Метод пиктограмм позволяет исследовать возможность обобщения и отвлечения, а также особенности памяти испытуемого. Испытуемому предлагается запомнить 10-15 слов, сделав при этом к каждому слову какой-либо рисунок, помогающий запоминанию. У людей с хорошо развитым отвлеченным мышлением, как правило, не возникает трудностей в выборе опосредованных образов, помогающих запомнить слова. Олигофрены не могут справиться с заданием, либо их рисунки многофигурные, излишне детализированы и на них изображаются целые сцены.

Нужна помощь?

E-mail: dexter900@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz