КЗАГС РСФСР.
КЗАГС - первый советский Кодекс не только в своей отрасли, но и вообще. К тому же это первый семейный Кодекс в истории России. Кодекс был принят ВЦИК 16 сентября 1918 г. До революции семейное право не выделялось в отдельную отрасль, а было частью гражданского.
Кодекс состоял из 4 разделов и 246 статей. Заголовок каждого раздела вошел составной частью в наименование Кодекса. Отсюда его длинное и не очень удобное для восприятия название.
Демократическая, революционная направленность Кодекса выражалась в следующих положениях:
1. Решительное отстранение церкви от регистрации браков и иных форм участия в семейных отношениях. Статья 52 КЗАГС гласит: «Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов. Браки совершенные по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован в установленном порядке». Исключение делалось в отношении браков, заключенных ранее декабря 1917г. в порядке установленном действовавшим в то время законами.
2. Предоставление полного равноправия супругам, выразившегося в изменение места жительства одним из супругов не влечет за собой обязанности другого супруга следовать за ним ( ст. 104 КЗАГС); любой нуждающийся супруг имел право на получение материального содержания от другого супруга, способного оказывать такую помощь (ст. 107 КЗАГС); при вступлении в брак с гражданином другой страны женщина могла сохранить гражданство РСФСР. Перемена гражданства следовала только по желанию невесты ( ст. 103 КЗАГС). Все эти положения резко расходились с действовавшим в то время буржуазным законодательством, закреплявшим обязанности жены следовать за своим мужем, равно как и при вступлении в брак с иностранцем принимать гражданство своего мужа.
3. Брак не порождал общности имущества, нажитого в процессе семейной жизни (ст.105 КЗАГС). Каждый из супругов мог свободно распоряжаться собственным имуществом и вступать с супругом в любые предусмотренные гражданским законодательством договоры (ст. 106 КЗАГС).
4. Кодекс устанавливал равноправие детей, родившихся в зарегистрированном браке и вне брака. Статья 133 гласит: «Основой семьи признается действительное происхождение. Никакого различия между родством внебрачным и брачным не устанавливается». Осуществление родительских прав ставилось в прямую зависимость от интересов детей. «Родительские права осуществляются исключительно в интересах детей и при неправомерном их осуществлении суду предоставлялось право лишить родителей этих прав»,- говорилось в ст. 153 Кодекса. Одновременно устанавливалось встречная обязанность детей – содержать своих нетрудоспособных и нуждающихся родителей, а также оказывать материальную помощь нуждающимся дедам, бабкам, внукам, сестрам и братьям.
5. Предусматривалось возможность прекращения обязанности родителей содержать своих детей. Такая ситуация возникала в случаях, когда дети находились на государственном или общественном иждивении. (Прим. 1 ст. 161 КЗАГС) В этой норме нашел конкретное выражение один из основных принципов социализма – социальное обеспечение государством всех трудящихся и прежде всего их детей. Однако в последующим этот принцип не получил развития и на родителей во всех случаях возлагалось и возлагается по настоящее время обязанность материально содержать своих детей.
Кодекс предоставлял возможность доказывать заинтересованным лицам отцовство и материнство в судебном порядке при отсутствии записи о родителях, неправильности ее или неполноте (ст. 135 КЗАГС).
Закон утверждал принцип равноправия мужчины и женщины в вопросах брака, однако в жизни в конкретных отношениях этот принцип проводился достаточно трудно, особенно у народов, исповедующих ислам, который закреплял подневольное, рабское положение женщин.
Одна из особенностей Кодекса состояла в том, что он не признавал институт усыновления. Статья 183 КЗАГС гласит: «С момента вступления в силу настоящего закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей. Всякое такое усыновление, произведенное после указанного в настоящей статье момента, не порождает никаких обязанностей и прав для усыновителей и усыновленных». Необходимость такой меры обуславливалась особыми реалиями того времени: усыновление могло стать прикрытием эксплуатации детского труда, а также предоставить возможность обойти Декрет об отмене наследования, предусматривающий поступление имущества умершего в собственность государства при отсутствии нуждающихся родственников.