Антимонопольное законодательство России. Понятие монополистической деятельности. Основные правовые средства антимонопольного регулирования.

 

Осуществление предпринимательской деятельности немыс­лимо без обеспечения добросовестной конкуренции на рынке, без антимонопольного регулирования.

АР занимает первое место гос. воздействию на предпринимателя.

Российское антимонопольное законодательство существенно обновлено, вступил в силу Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Основными отличительными особенностями закона «О защите конкуренции» является более четкое определение круга сделок и действий, которые соверша­ются с предварительного согласия антимонопольного органа, принципиально новое определение запретов на различные виды монополистической деятельности, существенное уточнение опре­деления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке и понятия согласованных действий. Кроме того. Закон «О защите конкуренции» формирует исчерпывающий перечень пол­номочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать, а также содержит специальную «процессу­альную» главу, которая регулирует рассмотрение антимонополь­ным органом заявлений граждан.

Уточнены некоторые понятия, в том числе «реклама», «то­вар», «социальная реклама». Введено понятие «спонсор» - физи­ческое или юридическое лицо, а не производимая продукция: та­ким образом, исчезнет реклама, где товар является спонсором программы. По новому закону, не допускается демонстрация в любой рекламе процессов курения и употребления спиртных на­питков. Запрещается реклама в дни национального траура. Запре­щается использовать образы «людей в белых халатах» - медицин­ских и фармацевтических работников, врачей. Кроме того, вво­дится запрет на рекламу «зонтичных брендов», когда под видом одного товара рекламируется другой, ограниченный или запре­щенный к рекламе товар.

Устанавливаются также лимиты рекламы на телевидении. Длина рекламного блока не должна быть более 4 минут. В 2006-2007 годах количество рекламы в час не должно быть более 20 % вещания, а в сутки - не более 15 % объема вещания. С 2008 г. реклама не должна превышать 15 % объема вещания в час. Под общие ограничения рекламы подпадают также такие виды рекла­мы, как телемагазины, бегущие строки, «наложение рекламного кадра». Предусматривается, что уровень звука рекламного блока не может превышать уровень звука общего вещания. Запрещается также совмещение рекламы с дорожными знаками.

Монополистической деятельностью являются действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Монополистическая деятельность – включает недобросовестную конкуренцию.

Недобросовестной конкуренцией являются действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности и противоречат законодательству, обычаям делового оборота и так далее, а также могут причинить или причинили убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть субъекты предпринимательства, но не могут быть ими признаны органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица.

Недобросовестной конкуренцией являются:

1 )паразитирование - смешение между деятельностью конкурентов в виде продажи, обмена товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;

2) дискредитация конкурента и его деятельности - получение эффекта в соперничестве между конкурентами за счет дискредитации конкурента перед потребителями и предпринимателями;

3) дезорганизация деятельности конкурента - получение, использование, разглашение коммерческой и служебной тайны и охраняемой законом тайны;

4) введение покупателей (потребителей) в заблуждение в отношении предлагаемых им товаров, работ, услуг относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

5) демпинг - импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости.

Основные правовые средства АР:  ст. 38 ФЗ – принудительное разделение.

Формы контроля:

Предварительный. Обязанность предпринимателя истребовать предварительное согласие антимонопольного органа на слияние коммерческих организаций, на сделки с акциями, активами.

Последующий.    

Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регулирования, применяемых компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в определенном порядке. Формой антимонопольного реагирования чаще всего является предписание.

Рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия, а также основные права антимонопольного органа, позволяющие осуществлять такое воздействие.

1. Право доступа к информации, право беспрепятственного доступа в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в коммерческие и некоммерческие организации с целью ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми документами. С данным правом корреспондирует обязанность субъектов представлять по требованию антимонопольного органа информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его деятельности.

2. Право осуществлять отграничение сфер и объектов антимонопольного воздействия, в частности определять территориальные и товарные пределы рынка, доминирующих на нем субъектов, производить оценку балансовой стоимости активов хозяйствующих субъектов.

3. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений (ст. 17 Закона о конкуренции). Такой контроль, осуществляемый антимонопольными органами, может быть предварительным и последующим.

Предварительный контроль предполагает направление в федеральный антимонопольный орган в случаях, определенных Законом, ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Например, такие ходатайства представляются при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров штаты труда. Федеральному антимонопольному органу предоставляется право удовлетворить или отклонить ходатайство. Государственная регистрация или исключение из реестра юридических лиц осуществляются только при наличии предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Последующий контроль предполагает уведомление федерального антимонопольного органа о создании или реорганизации субъекта в 15-дневный срок со дня государственной регистрации. Последующий контроль осуществляется, например, при слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по балансу превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Если федеральный антимонопольный орган придет к выводу, что создание или реорганизация субъекта, о которых его уведомили, могут привести к ограничению конкуренции, он вправе обязать учредителей организации или лиц, принявших решение о реорганизации, принять меры к восстановлению необходимых условий конкуренции. Неисполнение требований антимонопольного органа является основанием для признания государственной регистрации недействительной. Порядок представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений утвержден Приказом МАП России от 13 августа 1999 г.

4. Государственный контроль за концентрацией капитала. Критериями для проведения контроля являются:

1) характер совершаемых сделок или действий. В статье 16 Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг перечислены случаи осуществления контроля:

  • приобретение более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
  • приобретение более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации (п. 3 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г.);
  • приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее деятельности или осуществлять функции ее исполнительного органа;
  • создание финансовой организации и изменение ее уставного капитала;
  • слияние, присоединение финансовых организаций.

2) размер уставного капитала. В зависимости от размера уставного капитала организации, активы или акции (доли в уставном капитале) которой приобретаются, контроль может быть предварительным или последующим.

Предварительное согласие МАП РФ на совершение указанных сделок обязана получить организация, размер уставного капитала которой превышает: 160 млн рублей - в отношении кредитной организации; 10 млн рублей - в отношении страховой организации; 5 млн рублей - в отношении иных финансовых организаций (п. 4 Постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г.).

В остальных случаях предусмотрен последующий контроль, заключающийся в уведомлении о совершении сделок.

5. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган вправе принимать решение о принудительном разделении коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если они занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, что подтверждается актом антимонопольного органа. Решение может быть принято при наличии совокупности следующих условий:

  • а) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений организации;
  • б) отсутствие между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;
  • в) возможность для юридических лиц, образуемых в результате реорганизации, самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение о принудительном разделении (выделении) имеет форму предписаний, которые направляются хозяйствующему субъекту. В предписании указывается срок, в течение которого реорганизация должна быть осуществлена. Этот срок не может быть менее шести месяцев.

6. Направление хозяйствующим субъектам предписаний о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, о прекращении нарушений, об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения. Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения. Подача в арбитражный суд заявления о признании недействительным решения (предписания) антимонопольного органа приостанавливает его исполнение.

7. Федеральный антимонопольный орган вправе давать органам исполнительной власти и местного самоуправления предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству; направлять в Правительство РФ, Центральный банк РФ предложения об отмене принятых федеральным органом исполнительной власти, ЦБ РФ противоправных актов или о приостановлении их действия, о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству.

8. Федеральный антимонопольный орган вправе обращаться а суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.

Нужна помощь?

E-mail: dexter900@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz