Правовые основы бухгалтерского и налогового учетов.

 

Надо различать два вида учета в предпринимательской организации.

Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении пу­тем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1 Федер. закона «О бухгал­терском учете»).

Набор приемов, с помощью которых ведется бухгалтерский учет, называется методом. В составе метода бухгалтерского учета присутствуют следующие основные элементы:

■    документация;

■ счета;

■ двойная запись;

■ инвентаризация;

■ оценка и калькуляция;

■ баланс;

■ отчетность.

Документация - это комплект документов, обеспечивающий сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. Каждый отдельный документ является письменным свидетельством факта совершения хозяйственной операции. Юридическую силу ему придают следующие обязательные рекви­зиты, без которых он не является действительным:

1) наименование документа;

2) дата составления;

3) наименование организации, от имени которой составлен документ;

4) содержание хозяйственной операции;

5) измерители хозяйственной операции в натуральном и де­нежном выражении;

6) наименование должностей лиц, ответственных за совер­шение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7) личные подписи указанных лиц.

Счета - это специальный бухгалтерский инструмент кодиро­вания, учета и группировки однородных хозяйственных средств и операций.

По форме каждый счет представляет двухстороннюю табли­цу. Левая сторона счета называется дебетом («он должен»), пра­вая - кредитом («он верит»). В зависимости от отношения к сто­роне баланса дебет или кредит означает либо «приход», либо «расход» соответственно.

Двойная запись - это запись хозяйственной операции по де­бету одного и по кредиту другого счета. Она обеспечивает взаи­мосвязанное и контролируемое отражение операции. Кодирование хозяйственной операции с помощью двойной записи носит назва­ние бухгалтерской проводки.

Например, сдача наличной выручки предприятия из кассы на расчетный счет оформляется следующей проводкой:

Д51 -К50,

где: счет 51 - «Расчетные счета», счет - 50 «Касса», Д - дебет счета, а К - кредит счета. Еще один пример.

Основные средства, поступающие в качестве вкладов учре­дителей в уставный капитал организации, приходуются с исполь­зованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Их пер­воначальная стоимость определяется по оценке, согласованной между учредителями. Если основное средство было в употребле­нии, то сумма ранее накопленной амортизации отдельно не выде­ляется:

Д 75 - К 80 - отражена доля учредителя на сумму оценочной стоимости объекта;

Д 08 - К 75 - оприходован вклад учредителя;

Д01 - К 08 - составлен акт приемки объекта в эксплуатацию;

где счет 75 - «Расчеты с учредителями», счет 80 - «Уставный капитал».

Срок полезного использования для такого объекта устанав­ливается применительно к величине его оценочной стоимости.

Инвентаризация - это проверка и документальное подтвер­ждение наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств.

Оценка и калькуляция - это способы определения стоимо­сти хозяйственных средств, затрат на их приобретение и сооруже­ние, издержек производства, затрат на реализацию продукции, работ и услуг и т. п.

Например, при постановке на учет объектов основных средств, эксплуатировавшихся ранее на других предприятиях, оп­ределяется их новый срок полезного использования, а суммы на­копленной ранее амортизации не выделяются. Оценка их перво­начальной учетной стоимости производится по остаточной стои­мости объекта, под которой понимается разница между стоимостью нового объекта и суммой его амортизации.

Баланс («двухчашечные весы») - это способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источни­ков на определенную дату. Он представляет собой двухсторон­нюю таблицу, включающую в себя отдельные разделы и статьи. Левая сторона таблицы, называемая «активом», содержит сведе-

ния о составе и размещении хозяйственных средств. Правая сто­рона, называемая «пассивом», содержит сведения об источниках этих средств и их целевом назначении. Поскольку актив и пассив баланса описывают одни и те же хозяйственные средства (только с разных сторон), то сумма всех статей актива совпадает с суммой всех статей пассива. Эта сумма называется «валютой баланса».

В качестве учебного примера бухгалтерского баланса следу­ет изучить Приложение 2 к настоящему УМК.

Следует уточнить различие между дебиторскими и креди­торскими задолженностями.

Дебиторы - это должники предприятия, которым оно пере­числило аванс за поставку материальных ценностей или оказание услуг, отправило продукцию или предоставило услуги без пред­варительной оплаты с их стороны. Дебиторская задолженность -это общая сумма долгов предприятия. В ее состав включаются: задолженности поставщикам за полученные от них материальные ценности, долги по выданным векселям и по полученным от по­купателей авансам, задолженности государственным органам по налогам и сборам, а также задолженности перед своими сотруд­никами по оплате труда.

Кредиторы - это поставщики товаров и услуг предприятию или покупатели, выдавшие авансы. Этим субъектам предприятие должно заплатить за поставки и предоставленные услуги или на­править готовую продукцию (оказать услуги) в счет полученного аванса. Дебиторская задолженность - это актив: неполученные в настоящий момент деньги или материальные ценности. Креди­торская задолженность - это пассив: источники полученных и неоплаченных в настоящий момент материальных ценностей, де­нежных средств и услуг.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о ре­зультатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Налоговый учет - система обобщения информации для оп­ределения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, преду­смотренным Налоговым кодексом РФ.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования пол­ной и достоверной информации о порядке учета для целей нало­гообложения хозяйственных операций, осуществленных налого­плательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевре­менностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности приме­нения норм и правил налогового учета, т. е. применяется последо­вательно от одного налогового периода к другому. Порядок веде­ния налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой со­ответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Нало­говые и иные органы не вправе устанавливать для налогопла­тельщиков обязательные формы документов налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать порядок форми­рования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убыт­ков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгал­тера);

2) аналитические регистры налогового учета;

Налоговый учет формируется в основном на юридической (или близкой к ней) терминологической базе, в нем применяются копии или суррогаты первичных документов, отсутствует адек­ватный план счетов, не используется двойная запись и не состав­ляется налоговый баланс (да он и избыточен при отсутствии хо­зяйственной логики в налогообложении). В результате отношения предприятий с государством складываются в сфере администра­тивно-политической (с активным участием представителей право­судия).

Положение усугубляется еще одним важным обстоятельст­вом, которое заключается в том, что развитие и совершенствова­ние налоговой системы идет преимущественно в одном направле­нии - фискальном. В результате, наряду с бухгалтерским учетом, развивается налоговый учет, который, к сожалению, не только плохо стыкуется с первым, но и имеет ярко выраженный субъек­тивистский характер, размывающий экономический смысл хозяй­ственной деятельности предприятия (см. подробнее: Кожинов В. Я. Основы бухгалтерского учета. 2003 // Гарант [Электронный ресурс] : справочно-правовая система).

При упрощенной системе налогообложения (УНС) нало­гоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов ус­тановленного образца.

Ведение Книги учета доходов и расходов заменяет для орга­низаций ведение обычного бухгалтерского учета: «организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобож­даются от обязанности ведения бухгалтерского учета», но «ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, пре­дусмотренном законодательством» о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 4 Федер. закона « О бухгалтерском учете»).

Нужна помощь?

E-mail: dexter900@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz