Локальные нормативные акты хозяйствующих субъектов, регулирующие их экономическую деятельность. Обычаи делового оборота.

 

Локальные нормативные акты - это акты, принимаемые ор­ганами управления юридического лица или индивидуальными предпринимателями. В них содержатся нормы, регулирующие «типичные ситуации или вид отношений, имеющих место в кор­порации», «сфера действия корпоративных норм ограничивается принадлежностью субъекта к коллективу или членством, возни­кающим по различным основаниям»

Например, положением о филиале и представительстве кон­кретизируются вещные права этих обособленных подразделений на закрепленное за ними имущество юридического лица, а прика­зом или иным письменным распоряжением руководителя организации определяется учетная политика организации.

Следует обратить внимание, что некоторые локальные акты, принимаемые органами управления юридического лица, на прак­тике распространяют сферу своего действия на неопределенный круг лиц, так или иначе вовлеченных в сферу взаимодействия с этим юридическим лицом. Так, ОАО «Российские железные доро­ги» издает распоряжения, содержащие прямые предписания и за­преты, которые адресуются, по сути, не только подразделениям этого единого хозяйствующего субъекта, но и всем контрагентам железной дороги.

 

Обычаи делового оборота – сложившиеся в предпринимательской практике и широко применяемые правила поведения не предусмотренные в действующем законодательстве.

обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ) также мо­гут восполнять пробелы в правовом регулировании предпринима­тельства. Студенту необходимо вспомнить местные правовые обычаи делового оборота, действие которых обнаруживается в нашей жизни практически на каждом шагу. Так, правовой пробел в установлении момента оплаты за проезд в городских маршрут­ных такси успешно восполняется обычаями делового оборота.

Деловые обыкновения – сложившиеся правила поведения которые не носят нормативного характера, должны носить длительный характер чтобы приобрести статус обычая делового оборота.

Сложившееся и широко применяемое в практике предпринима­тельской деятельности правило поведения (обычай делового оборога) предписывает оплатить проезд - в Иркутске - при выходе из маршрутного такси, в Москве, Санкт-Петербурге, Ангарске - оп­лачивать проезд необходимо сразу же после посадки в такси.

Следует учитывать, что среди обычаев делового оборота, действующих в российской предпринимательской практике, сего­дня весьма распространены «антиправовые» обычаи (например, обычай расчетов «черным налом», обычай «обмывать» удачную торговую сделку в рабочее время и т. п.). Однако, обычаи делово­го оборота, противоречащие обязательным положениям законода­тельства, применяться не должны (п. 2 ст. 5 ГК РФ), подчиняясь таким обычаям, предприниматели совершают правонарушение, влекущее применение мер юридической ответственности.

Вопреки распространенному в цивилистике мнению, поня­тия «обычай делового оборота» и «обычай торгового оборота» - это не синонимы.

Действие обычаев делового оборота выходит за сферу тор­говли, они регулируют всю деловую сферу. Так, в налоговых от­ношениях предпринимателя действуют обычаи, определяющие экономическую целесообразность затрат, а также обычаи оформ­ления деловой документации (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ), обычаи делового оборота определяют сегодня во многом де­ловые взаимоотношения в бизнес-группах (напр., материнских и дочерних обществах); обычаем делового оборота следует при­знать сложившийся в предпринимательской практике претензи­онный порядок урегулирования экономических (а не только тор­говых) споров; верно отмечается, что обычаи широко использу­ются в морских перевозках.  

Нужна помощь?

E-mail: dexter900@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz