8.Происхождение права (современные трактовки).

 

Вопрос о происхождении права, как и вопрос о происхождении государства не имеет в литературе однозначного решения. Если в советский период господствующей была точка зрения, согласно которой право возникает одновременно с государством в силу одних и тех же причин – раскола общества на антагонистически классы и классовой борьбы, в настоящее время существуют и другие точки зрения. Так, если обобщить, то можно говорить и 3 основных позициях:

1. Одни исследователи по прежнему связывают возникновение государства с возникновением государства, хотя причины его возникновения видят не столько в расколе общества, сколько преимущественно в развитии производящей экономики и необходимости е регулирования.

2. По мнению других, право возникает несколько раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно – рыночные отношения, т.к именно эти отношения требуют права и правового регулирования. Право повлекло за собой возникновение государства, т.к. нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы .

3. Представители третьей точки зрения исходят из того, что право возникает одновременно с обществом, поскольку без права общество не может ни существовать ни развиваться. Однако целесообразней вопрос о происхождении права рассматривать с учетом значения понятия самого права, т.к. можно говорить о праве естественном и позитивном. Естественное право – право в общесоциальном смысле, это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Такие возможности складываются естественным путем и закрепляются в определенных правилах поведения, прежде всего в обычаях.

Позитивное право – право в юридическом смысле, это установленные или санкционированные государством правила (нормы) поведения людей, содержащие различные предписания относительно того, как можно или следует вести себя в соответствующей ситуации.

Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества (обычаи в форме обрядов и ритуалов). Спорным является вопрос о том, являются ли такие обычаи правом? Некоторые авторы считают, что да, однако только если под правом понимать право естественное, да и то, в них находили свое выражение и религия и мораль, поэтому правильнее их называть мононормами. С переходом к производящей экономике, с возникновением товарно –рыночных отношений постепенно складываются новые обычаи с собственно правовым содержанием, в них в отличие от первобытнообщинных уже различаются права и обязанности, т.е. возможность и необходимость определенного поведения. Однако и они не являются правом позитивным, т.к. позитивное право – право либо установленное, либо санкционированное государством, а государства на тот момент еще не существовало. Таким образом, обычаи этого периода – еще не позитивное право, а протоправо, которое не потеряло своего естественного характера, но уже приобретает определенные юридические качества. Наконец, с возникновением государства возникает позитивное право, т.е. право в юридическом смысле. Оно уже обеспечивается государством, государственным принуждением и четко разграничивает юридические права и обязанности.

Принято выделять 3 основных способа возникновения позитивного права:

- санкционирование обычаев – наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Государственные органы основывали свои решения на соответствующих правовых обычаях, придавая тем самым им юридическое значение. Со времени обычаи систематизировались и обретали письменную форму; первые письменные источники позитивного права.

- создание юридических прецедентов – тоже довольно ранний способ. В некоторых странах, например, в Англии выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами, эталонами для решения аналогичных дел; прецедентное право – источник позитивного права.

- установление нормативных правовых актов (законов, ордонансов, указов и т.д.) считается более поздним способом. Он выражается в издании государственными органами специальных документов (нормативных правовых актов), в которых содержатся юридические нормы – правила поведения, исходящие непосредственно от государства. Такой способ используется, когда недостаточно регулирования правовыми обычаями и судебными прецедентами.

Нужна помощь?

E-mail: dexter900@yandex.ru

Создать бесплатный сайт с uCoz