5 КУРСГосударственные экзамены |
Надзор и контроль за соблюдением прав несовершеннолетних по законодательству России.
Несовершеннолетние — это лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Несовершеннолетние не наделены дееспособностью в полном объеме и потому не в состоянии самостоятельно защищать свои права. Поэтому данными полномочиями наделяются в соответствии с законодательством РФ органы опеки и попечительства и прокуратура. В структуре прокурорских органов существует специальная должность — помощник прокурора по делам несовершеннолетних. Помощники прокурора по делам несовершеннолетних участвуют в судебных заседаниях, затрагивающих интересы несовершеннолетних, при этом принимают меры по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи — самостоятельное, специфическое направление надзорной деятельности прокуратуры, но, безусловно, это часть надзора за исполнением законов о защите прав личности, за исполнением законов в уголовном, гражданском судопроизводстве, за соблюдением законов в местах ограничения свободы и др. Особо нуждаются в защите несовершеннолетние, находящиеся в местах содержания под стражей и в отношении которых вынесено постановление о привлечении к уголовной ответственности. Прокурор обязан рассматривать просьбы и жалобы таких подследственных. Несовершеннолетние, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключении под стражу, имеют право на обращение с жалобами к прокурору на действия (бездействие) администрации следственного изолятора. Прокурорские проверки проводятся в связи с сигналами о нарушениях законов, это: 1)заявления; 2) жалобы; 3) материалы уголовных дел; 4) статистические данные о росте преступности; 5) отчеты районных организаций; 6) сигналы СМИ; 7) материалы совещаний и т. д. Для проверки выбираются те общественно значимые направления деятельности проверяемого органа или учреждения, где нарушения законов по тем или иным причинам возможны либо наиболее вероятны. К проверке прокурор подходит с точки зрения законности, не вмешиваясь в оперативную и организационно-методическую, педагогическую деятельность, не доходя до сплошных обследований, подмены органов контроля. Проверки должны быть и полными, и объективными. Прокурор использует имеющуюся информацию о нарушениях законов, основывает выводы на обобщенных показателях, на доказанных фактах, выявляет причины и условия, способствующие нарушениям законов, особенно при установлении повторных фактов. Лицам, деятельность которых проверяется, необходимо разъяснить требования действующего законодательства, затем проинформировать их о результатах проверки (на совещании, в беседе и пр.). За устранением вскрытых нарушений должен быть установлен контроль, в том числе путем проведения контрольной проверки. Указанные проверки осуществляются в РОВД и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав регулярно, независимо от сигналов о нарушениях законов. Ограничение свободы, меры административного воздействия относятся к числу особо острых мер реагирования государства на поведение граждан, поэтому важно максимальное соблюдение законности этих мер. Прокурор применяет меры прокурорского реагирования по результатам расследования и рассмотрения отдельных дел и материалов, а также по группе (категории) обобщенных материалов и дел, что всегда выглядит более доказательно. По таким материалам выносятся постановления о возбуждении дисциплинарного производства в отношении работников образования и т. п.
|
4 КУРС |
Нужна помощь?E-mail: dexter900@yandex.ru |